Система познания человека замысловата и хитра. Но и она не лишена своего рода поведенческих шаблонов – когнитивных убеждений. Зная их, можно быстрее найти подход к человеку.
5 ловушек сознания ваших посетителей
#1: Тяга к сравнению
Один из основных способов познания – сравнивать новое с тем, что помним и знаем. Результаты таких сравнений откладываются в памяти. Кому-то, например, не нравится имя Жанна. И вовсе не потому, что имя плохое, а потому что недобропорядочные Жанны ему раньше попадались. Вот и ассоциации негативные.
#2: Привычка проецировать
Человек судит других по себе. Поэтому жаворонки звонят своим друзьям-совам ни свет ни заря с честным удивлением: «Ты что, еще в кровати?!». Конечно, лучшие представители человечества уважают проявления индивидуальности своих собратьев. Но нам свойственно проецировать все на себя. Так мы стремимся понимать.
#3: Стремление выбирать
Прямо выдёргивать отовсюду отдельные элементы – из речи, текста, иллюстрации. С одной стороны такая ловушка хороша: позволяет экономить время. С другой – мы постоянно рискуем пропустить действительно важные детали.
#4: Слабость к оправданиям
Человеку всегда есть за что себя винить: снова проспал, поздно лег, ел фастфуд, ленился – мало ли поводов? Но мы неосознанно начинаем себя оправдывать. Даже те, кто взял себя в руки и направил жизнь в нужное русло. Они тоже себя оправдывали. Пытались. Поначалу. Так устроен человек.
#5: Манера оценивать
Как вы решаете, насколько верным было принятое вами решение? По результату, так? А это очередная когнитивная уловка.
Даже самые логичные, рациональные и самокритичные люди подвергаются влиянию когнитивных предубеждений. И маркетологам полезно это учитывать. Давайте убедимся.
Эффект Фон Ресторфа
Утверждает, что люди чаще замечают элементы, которые выделены среди других подобных. (Все вспомнили разноцветные маркеры в универовских конспектах?) Так вот вашему сайту они тоже не повредят. Выделять важное можно цветом, шрифтом и кеглем. Если же доработать сайт таким образом невозможно, спасут рамки или картинки, которые выделят отдельный элемент на фоне других.
В качестве примера такого эффекта изоляции – заявление компании «Фигаро-Кейтеринг» о том, что они получили звание лучших в своей нише по результатам отраслевого event-конкурса Ukrainian Event Awards 2014:
Эффект отрицательного напряжения
Вызывать отрицательные эмоции ради привлечения внимания – дело рисковое. Но не лишенное смысла, ведь диапазон отрицательных эмоций гораздо шире диапазона положительных.
Так, реакция людей на одну и ту же информацию, может быть абсолютно разной. Для примера: предложите одним студентам раннюю регистрацию на обучение и предварительную оплату. А других предупредите, что просрочка оплаты будет чревата наказанием. Какое объявление сработает лучше? Будьте уверены, второе.
Использовать негативные эмоции можно по-разному. Можно, как Студия Артемия Лебедева (все ведь помнят их ёмкий слоган про «Долго. Дорого…»? А вы почитайте раздел о компании, там они заявляют, что чужие признания своей компетенции вешают в туалете, и открыто предупреждают, что могут не договориться с вами). Однозначно ничего положительного, но цепляет.
Рекламная кампания для «Яндекс.Маркет» от креаторов Лебедева
Еще один пример (помягче) – от наших коллег:
Психологи считают, что напряжение, которое вызывает подобный негативный посыл, гораздо сильнее провоцирует, в частности – на выполнение целевого действия. Страх потерять что-либо работает лучше, чем положительные эмоции; желание сделать что-то наперекор, как правило, сильнее желания подчиниться чьей-то воле. Но это крайности, конечно. Самый безобидный вариант – просто сказать покупателю, что предложение ограничено и он может не успеть купить «прелесть»:
Еще один вариант – статистика. Так, продавцы защитных систем от протечек воды сообщают, что 86% аварий в ЖКХ происходит именно в системах водоснабжения. Реализаторы очистителей воздуха, рассказывают, как опасен едва ли не каждый вдох. Статистика у каждого своя. Но её предназначение во всех случаях – вызвать отрицательные эмоции и спровоцировать вас на выполнение целевого действия.
Эффект толпы
«Покупают – значит, хорошее!» – вот логика толпы. Отсюда и повсеместное стремление собирать лайки, отзывы, репосты. Кстати, все это работает и тем лучше, чем больше масштабы. Вас же интересуют рейтинги, когда ищете фильм, чтобы приятно скоротать вечер?
Эффект толпы на Вашем сайте:
- лайки соцсетей;
- комментарии;
- количество подписчиков в соцсетях;
- оценка качества продуктов и услуг;
- отзывы (письменные и видео).
6 условий для лучшего запоминания контента
И еще несколько когнитивных установок, учет которых делает любой текст более симпатичным для читателя:
1. Осмысленность. Излагайте свои мысли языком клиентов: чем проще и понятнее, тем ближе аудитории. А запоминается то, что близко.
2. Интерес. Человек не запоминает то, что скучно. Так что старайтесь писать о том, что увлекает ваших клиентов. И делайте это так, чтобы любопытство «не отпускало» от начала и до конца.
3. Установка на запоминание. Человек расслаблен и сканирует страницу, если не уверен в качестве её содержания. Но он сосредоточится, если вы дадите ему соответствующую команду типа «Важно!», «Имейте в виду», «Зарубите себе на носу!», «На заметку» и т.д.
4. Торможение. Человек плохо запоминает информацию, слишком схожую с тем, что он встречал раньше. Поэтому стремитесь делать свои тексты оригинальными.
5. Недосказанность. Человек хорошо запоминает места, где автор допускает полет читательской мысли. А потому смело задавайте вопросы. Но имейте в виду, что тотальное отсутствие ответов тоже раздражает. Достаточно создать ощущение диалога.
6. Взаимное влияние. Полезные блоки – хорошо, но размещать их один за другим попросту бессмысленно: читатель наверняка разозлится и совершенно точно запомнит лишь выборочные «куски». Так что избегайте нагромождения важной информации. И пусть каждый отдельный блок имеет единственный посыл.
Рабочего вам контента и хорошей отдачи!
-
Будущее рекламы: роль мобильного маркетинга в стратегии компаний26 августа 2024 9 минЧитать дальше
-
Threads от Meta: возможности для бизнеса07 июля 2023 4 минЧитать дальше
-
Карточки товаров Wildberries: заполнение, оформление, оптимизация – обновления 202320 апреля 2023 7 минЧитать дальше