Скликивание: что это такое, как обнаружить и бороться 👾

Отказ от рекламы с оплатой за клик – не единственный способ защититься от скликивания в контекстной рекламе. Предлагаем разобраться в том, что такое скликивание и как можно защитить рекламные кампании от мошенников.

Что такое скликивание или кликфорд?

Иногда рекламодатели сталкиваются со скликиванием в контекстной рекламе, когда показы и клики резко растут, а конверсии и продажи — нет.

Скликивание (англ. click fraud) — это намеренная накрутка кликов, чтобы вывести конкурента из борьбы в аукционе. Из-за того, что на объявления рекламодателя часто и много кликают, его бюджет быстро расходуется, при этом сами клики не приводят к конверсии. В итоге данные рекламодателя искажаются, так как завышенные показатели рекламной кампании по факту не отражают рост продаж.

Злоумышленники не всегда скликивают объявления вручную – для экономии времени они используют клик-боты. Примитивный бот просто заходит на страницу сайта и щелкает нужную ссылку. Более продвинутые боты могут имитировать поведение пользователей: движение мыши, паузы перед выполнением действия, изменение времени между каждым кликом и т. д.

Чтобы убедиться в том, что вы действительно столкнулись с мошенничеством, обратите внимание на следующие признаки:

– время визита пользователя составляет не более 2 секунд – в этом случае он кликает по рекламному баннеру и сразу уходит с сайта;

– источник трафика не соответствует геотаргетингу рекламной кампании;

– повторяется время посещения веб-страницы, браузер или IP-адрес.

Однако стремительный рост кликов может быть связан с сезонностью продаж, праздничным периодом или выходными. Поэтому для обнаружения мошенников стоит ориентироваться прежде всего на уровень CTR – при высокой кликабельности, вас должны насторожить нулевая конверсия и высокий показатель отказов. Проанализировать эти показатели можно в отчётах Яндекс Директа.

Как обнаружить скликивание в Директе?

Распознать действия мошенников можно в разделе «Статистика»: 

  1. Зайдите на вкладку «Мастер отчётов»;
  2. В срезах выберите данные, для которых вы собираетесь построить отчет;
  3. Отметьте в столбцах показатели, по которым будет отображен анализ: показы, клики, CTR;

4. Сравните текущие показатели в отчете с данными предыдущего периода – всплеск CTR и показов могут указать на действия мошенников.

Если у вас будет много недействительных кликов, поисковая система может посчитать, что ваша страница не имеет релевантного содержания, и в конечном итоге снизит ваш показатель качества. Более низкие показатели качества легко удвоят ваши затраты в конкурентной гонке. 

Как защитить рекламу от скликивания?

Укажите дневной бюджет

Эта простая рекомендация поможет усложнить задачу недоброжелателям. Ограничение бюджета не позволит мошенникам быстро скликать ваш бюджет, и вас не исключат из аукциона.

Используйте возможности поисковой системы

Вы можете защитить себя от мошенников с помощью сервисов Яндекс. Таргетируйте рекламу на пользователей, собранных в Яндекс.Аудиториях или протестируйте автоматические стратегии Яндекс.Директ. В первом случае вы показываете объявление только целевой аудитории, а во втором – пользователям, которые с наибольшей вероятностью могут перейти по рекламе и совершить конверсию. 

Измените настройки таргетинга рекламы

Чтобы ваше объявление не показывалось нежелательным пользователям, вы можете исключить некоторые данные. В целях предосторожности можно исключить из рекламы:

– Данные конкурента. Если вы подозреваете в мошенничестве своего конкурента,  можете исключить его город, почтовый индекс и др. 

– Пользователей младше 18 лет. Для исключения сегмента младше 18 лет нужно задать понижающую корректировку по возрасту −100%;

– Пользователей, которые совершают повторный визит и проводят на сайте менее 10 секунд. Сегмент с такими характеристиками можно создать в Яндекс.Метрике.

– Подозрительные IP-адреса. Исключить такие источники вы можете только после того, как проанализируете свои данные и поймете, что с определенных IP-адресов поступают неадекватные клики.

– Страны с низким уровнем жизни. Большинство клик-ферм находятся в бедных странах, где есть дешевая рабочая сила. Люди, которые работают на ферму, кликают на сотни объявлений вручную за символическую плату. Если вы можете исключить бедные страны и их языки из своих объявлений, фермы не будут иметь доступа к вашим объявлениям.

Используйте стратегию ремаркетинга

Ремаркетинг – это рекламный подход, при котором вы показываете свою рекламу только людям, проявившим интерес к вашему продукту. Для сбора данных об аудитории установите счетчик Яндекс.Метрики. Тогда в интерефейсе Директа вам будут доступны автоматические сегменты для показа объявлений.

Для ремаркетинга рекомендуем использовать смарт-баннеры – такие объявления показывают пользователю только те товары, которыми он интересовался ранее.

Установите специальное программное обеспечение

Существует множество программ для защиты от мошенничества с кликами. Вот некоторые из них: Clicfraud, Clickfrog, Botfaqtor. Подобные программы отслеживают вашу рекламу и автоматически блокируют подозрительные IP-адреса. Основная функция этих инструментов –  обнаруживать мошеннические клики и добавлять их источник в черный список. 

Программы анализируют поведение кликов с помощью сложных алгоритмов, но это не гарантирует, что в черный список попадают мошеннические источники.

Резюме

Рекламодатели встречаются с мошенничеством в контекстной рекламе чаще, чем кажется. Это связано с ростом популярности рекламных объявлений с оплатой за клик. 

Если вы рекламодатель и заметили, что ваши объявления получают клики, но не продают, советуем проанализировать рекламные данные и принять меры для предотвращения повторного мошенничества. 

Пролистать наверх